Коммерсантъ онлайн,
1 июля 2020 г.
Фокусы ОСАГО
1661 просмотр
Во время весенних месяцев самоизоляции клиенты страховщиков жаловались в ЦБ почти вдвое реже, чем раньше. Регулятор полагает, что причиной этого стало не только снижение активности страхователей, но и повышение клиентоориентированности компаний. Впрочем, о полном уходе от недобросовестных практик (прежде всего в ОСАГО) речи пока не идет: всего в ЦБ насчитали шесть вариантов некорректного поведения страховщиков в отношениях с автомобилистами.
Количество поступивших в ЦБ жалоб на страховщиков по итогам апреля—мая этого года снизилось на 42%, до 4,49 тыс. против 7,77 тыс. за такой же период годом ранее, сообщил во вторник в ходе форума о страховых инновациях заместитель главы департамента ЦБ по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг Иван Козлов.
Как и прежде, в основном жаловались по поводу ОСАГО. При этом обращений по поводу некорректного начисления коэффициента бонус-малус было лишь 2 тыс. (на 41% меньше), по части электронных продаж ОСАГО — 316 (минус 49%). Снизилось число жалоб на срыв порядка и сроков урегулирования убытков — на 40%, до 865. По словам Ивана Козлова, в период пандемии страховщики проявили себя «позитивно». Тем не менее случаи некорректного обхождения с клиентом все же были.
Период пандемии не время для ненадлежащих практик»,— предупредил Иван Козлов, пообещав нарушителям незамедлительную реакцию регулятора.
Сегодня же ЦБ вывесил на своем сайте список таких практик — в отношении ОСАГО их шесть. Это, в частности, навязывание дополнительных продуктов при электронной продаже обязательного полиса. «Страховщик при заключении договоров е-ОСАГО использует предустановленное согласие владельца транспортного средства на заключение договора добровольного страхования, что не является обязательным условием для заключения такого договора»,— информирует ЦБ. Как правило, предустановленное согласие — это уже заполненная ячейка неяркого цвета, схожего с фоном сайта. ЦБ рекомендует страховщикам не использовать формат предустановленного согласия клиентов на своих сайтах.
Вторая хитрость от страховщиков — нечитаемый код CAPTCHA. Компании используют сочетание латинских и кириллических символов, а также применяют одноцветные с фоном символы. В итоге клиент не может на сайте приобрести полис (таким образом страховщики в убыточных для них регионах уклоняются от обязанности заключать договоры ОСАГО). Регулятор рекомендует компаниям исключить такую хитрость и регулярно проводить тестовые заключения договоров е-ОСАГО.
Недобросовестные практики ожидают клиентов не только на этапе продаж, но и урегулирования убытков. Как отмечает ЦБ, страховщики «обуславливают организацию ремонта поврежденного транспортного средства в рамках договора ОСАГО заключением трехстороннего соглашения между СТОА, страховой организацией и потерпевшим». В таком трехстороннем соглашении не указываются сроки проведения восстановительного ремонта, «либо имеется возможность совершения в договорах дополнительных записей, что позволяет страховым организациям вписывать значения, не согласованные с потерпевшим». В этой части ЦБ настаивает на отделении соглашения от ремонта авто, потерпевшему же надлежит дать право «указывать собственноручно о согласии/несогласии на увеличение сроков восстановительного ремонта транспортного средства без возможности вписания страховой организацией дополнительных значений».
Кроме того, ЦБ настаивает на удалении из направлений на ремонт пункта о согласии потерпевшего на использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих. Ремонт с применением бывших в употреблении запчастей в ОСАГО — предмет давней дискуссии регулятора и участников рынка. Для удешевления выплат компании настаивают на отсутствии разницы в ремонте старыми и новыми запчастями.
Еще одним видом недобросовестного поведения Центробанк называет направление автовладельцев для проведения осмотра транспортного средства в иное подразделение страховой организации, чем то, в которое он обратился для заключения договора ОСАГО. Как правило, в офисах продаж невозможно проведение осмотра в день обращения из-за предварительной записи или существенных очередей. ЦБ предлагает не гонять клиента по сети страховщика, а в случае недостижения согласия о месте проведения осмотра транспортного средства заключать ОСАГО без этой процедуры.
Завершает список некорректных практик навязывание потерпевшим в аварии обязанности по оплате услуг за проведение осмотра, независимой экспертизы поврежденного автомобиля. Обязанность организации таких услуг возложена на страховщика, утверждает ЦБ. В этой части компаниям надлежит получать письменное согласие потерпевшего на оплату осмотра, если он проводится не самим страховщиком, и (или) независимой технической экспертизой — с условием, что расходы потерпевшим будут возмещены.
Мы учтем рекомендации Банка России в отношении отдельных практик страховщиков»,— сказал “Ъ” исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.
Он отметил, что снижение из года в год числа жалоб клиентов говорит о том, что «ситуация с удовлетворенностью качеством услуг страховых компаний со стороны автовладельцев неплохая». По его словам, в среднем в 2019 году на ОСАГО поступало около 1 тыс. жалоб в месяц. «Учитывая, что по обязательной ''автогражданке'' заключается около 40 млн договоров в год, доля жалоб составляет всего 0,03%»,— считает Евгений Уфимцев.
Татьяна ГРИШИНА
Вся пресса за 1 июля 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, ОСАГО, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 июля 2025 г.

|
|
Кубанские новости, Краснодар, 11 июля 2025 г.
Суд обязал «Уральские авиалинии» выплатить компенсации после посадки самолета в поле

|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 11 июля 2025 г.
Страховой дом ВСК «прокинул» с выплатами очередного автомобилиста

|
|
Portnews, 11 июля 2025 г.
Верховный суд отстоял арбитров

|
|
ЮГА.ру, Краснодар, 11 июля 2025 г.
Что жители юга России знают об ОСАГО — результаты опроса

|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 11 июля 2025 г.
Что жители УрФО знают об ОСАГО

|
|
Тульская служба новостей, 11 июля 2025 г.
Что жители Центрального Федерального округа знают об ОСАГО: результаты опроса Авито Авто

|
|
Коммерсантъ, 11 июля 2025 г.
Опять не выпускают самолет

|
|
БанкИнформСервис, Екатеринбург, 11 июля 2025 г.
Сбер: жители Екатеринбурга готовы в среднем потратить на покупку автомобиля 1,1 млн рублей

|
|
РИА Новости, 11 июля 2025 г.
ЭКСАР могут до 2026 г запретить сделки со страховщиками из недружественных стран – проект

|
|
Север-Пресс, Салехард, 11 июля 2025 г.
Задержки рейсов из-за дронов: могут ли пассажиры требовать компенсацию

|
|
Вечерний Петербург, 11 июля 2025 г.
Задержан житель Ленобласти, инсценировавший кражу премиального кроссовера для страховых выплат

|
|
Report.Az, Баку, 11 июля 2025 г.
ЦБА выдал обязательные предписания двум страховым компаниям

|
|
Недвижимость и строительство Петербурга, 11 июля 2025 г.
Страхование строительно-монтажных рисков: замедление объемов и рост требований

|
|
Вести Крым, 11 июля 2025 г.
За полгода высокотехнологичную медицинскую помощь получили более 7,5 тысяч крымчан

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июля 2025 г.
Продолжительные волны тепла становятся всё опаснее: учёные предупреждают о росте частоты

|
|
Эксперт Online, 11 июля 2025 г.
Страховщики оценили рост объема задержек рейсов в российских аэропортах в 2025 году

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июля 2025 г.
Почти 1000 страховщиков обанкротились с 2000 года: глобальный отчёт о неплатежеспособности страховых компаний

|
 Остальные материалы за 11 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|